Чем отличаются антифризы по цветам различия между синей, зеленой, красной, голубой, розовой охлаждаю

Чем отличаются антифризы по цветам различия между синей, зеленой, красной, голубой, розовой охлаждаю

Чем отличаются антифризы, можно ли их смешивать, и что делать при утечке — – автомобильный журнал

Распространенная ситуация: вы купили автомобиль, и у него обнаружилась течь в системе охлаждения. В расширительном бачке плескается жидкость определенного цвета, и такая же на вид продается в ближайшем магазине – стоит ли долить ее, и как лучше поступить в такой ситуации?

Для того, чтобы понять, как правильно поступить, стоит знать, что такое антифриз вообще. Антифриз – это специальная охлаждающая жидкость, состоящая из спирта (как правило, этиленгликоля или пропиленгликоля), дистиллированной воды и пакета присадок. Основная задача антифриза – отводить тепло от двигателя, при этом не закипая при высоких рабочих температурах и не замерзая при низких. Именно за счет присутствия в смеси воды и спирта обеспечиваются требуемые температурные характеристики. Присадки же обеспечивают антикоррозионные свойства за счет присутствия в их составе ингибиторов коррозии. Ну а пресловутый цвет – это лишь краситель, призванный дать возможность различать антифризы разных классов в линейке одного производителя.

И еще: хорошо знакомый каждому синий ТОСОЛ – это тоже антифриз, а его название – аббревиатура от слов «технология органического синтеза» с окончанием -ол, характерным для химического класса спиртов.

Несмотря на то, что самым логичным решением кажется покупка охлаждающей жидкости того же цвета, что имеется у вас в системе, и ее доливка в систему для дальнейшей эксплуатации, это не совсем так.

Если утечка антифриза обнаружилась в пути или непосредственно перед срочной поездкой, то более правильным решением будет купить в автомагазине дистиллированную воду и долить ее в систему охлаждения для завершения поездки. Если утечка была не катастрофической, небольшое изменение концентрации антифриза не сильно отразится на его свойствах.

На этой же смеси старого антифриза и дистиллированной воды можно добраться до сервиса, где стоит полностью поменять залитую в систему охлаждающую жидкость.

Отдельно стоит сказать про «езду на доливе». В случае, если у вас отечественный автомобиль, и в систему охлаждения залит дешевый и легко опознаваемый по внешнему виду ТОСОЛ, то в течение определенного времени использовать технику «долива» можно: и база, и присадки у этого антифриза, скорее всего, полностью совпадут с любым другим ТОСОЛом из магазина, а ремонт отечественных двигателей хорошо освоен практически в любом сервисе.

Но если у вас в системе «что-то красное, зеленое, желтое или фиолетовое», переборите в себе логику «подобного к подобному» и полностью поменяйте антифриз, предварительно устранив причину утечки. Ну или в крайнем случае просто поменяйте антифриз, купив про запас еще пару канистр той же охлаждающей жидкости, что зальете взамен: поверьте, промывать систему или менять радиатор – еще смешнее и дороже, чем постоянно заправлять машину антифризом параллельно с бензином.

Почему же не стоит доливать в систему антифриз? Просто потому, что результат такого смешивания не будет до конца ясен. Нет, никаких страшных сказок тут не будет: в подавляющем большинстве случаев смешивание антифризов одного цвета не приведет ни к каким последствиям, поскольку минимальная стандартизация по цветам все же существует, и антифризы одного цвета вряд ли принадлежат к разным классам. Да и в целом, учитывая единую основу большинства охлаждающих жидкостей, смешение, скорее всего, будет безопасным. Однако никаких гарантий все же дать нельзя, и если антифризы окажутся разными по составу базового спирта и/или присадок, изменение рабочих характеристик или даже выпадение осадка вполне вероятны.

Кроме того, езда «на доливе» – это порочная практика по своей сути: имеющаяся в системе утечка со временем будет только прогрессировать, и в один прекрасный момент объем подливаемой вами в расширительный бачок жидкости будет равен объему жидкости, вытекающей снизу на асфальт, и случится это в самый неподходящий момент.

Поэтому не стоит экономить копейку, пытаясь выгадать рубль: менять охлаждающую жидкость стоит только полностью, а при появлении утечки нужно сконцентрировать внимание именно на ней (ладно, если подтекает из патрубка, а если. ), а не на многочисленных таблицах смешивания антифризов, многие из которых вполне верны по своей сути.

Состав охлаждающей жидкости

Использование на автомобилях жидкостной системы охлаждения позволяет поддерживать температурный режим двигателя в определенных рамках, чтобы обеспечить максимально оптимальные условия для процессов, происходящих внутри силовой установки.

Но данная система конструктивно усложняет конструкцию двигателя, дополнительно она требует наличие еще одной рабочей жидкости двигателя – охлаждающей. При этом жидкость должна циркулировать, чтобы выполнять отвод тепла от наиболее разогретых элементов двигателя для обеспечения поддержания температуры в заданных рамках. А поскольку система охлаждения является замкнутой, то отведенное тепло жидкость должна передать дальше, в случае с авто – в окружающую среду, чтобы снова она смогла забрать часть тепла. По сути, жидкость в системе охлаждения – это всего лишь «переносчик» тепла, но она более эффективна, чем воздух, которым охлаждается мотор с воздушной системой охлаждения.

Почему не подходит вода?

Изначально в качестве жидкости для охлаждения силовой установки использовалась обычная вода. Она довольно эффективно выполняла свои функции, но из-за ряда отрицательных качеств, от нее практически отказались.

Первым и одним из самых неблагоприятных факторов воды в качестве жидкости для охлаждения является незначительный порог замерзания. Уже при 0°С вода начинает кристаллизоваться. При понижении температуры вода переходит в твердое состояние – лед, при этом переход сопровождается расширением объема. В итоге, замерзшая вода в блоке цилиндров способна разорвать рубашку охлаждения, повредить трубопроводы и разрушить трубки радиатора.

Вторым негативным фактором воды является ее способность к отложению накипи внутри системы охлаждения, из-за чего снижается теплообмен, эффективность охлаждения падает. К тому же вода может вступить в реакцию с металлом, из-за чего в месте их контакта может появиться очаг коррозии.

Коррозия блока цилиндров

Так же из значительных негативных качеств воды является температурный порог закипания. Официально считается, что температура кипения воды составляет 100°С. Но этот показатель зависит от многих факторов, одним из которых является химический состав.

Зачастую температура кипения воды ниже установленного уровня, в некоторых случаях порог закипания может составлять 92-95°С. Если учесть, что у многих авто оптимальным считается температура двигателя на уровне 87-92°С, то в таких моторах вода будет работать на грани закипания, и при малейшем превышении температуры она будет переходить в газообразное состояние, с прекращением выполнения своей основной функции – отвод тепла.

Из-за этих негативных качеств от воды в качестве охлаждающей жидкости практически отказались. Хотя иногда ее используют в двигателях сельскохозяйственной техники, но при этом должно соблюдаться много правил.

Виды жидкостей для охлаждения

На замену воде в двигателях внутреннего сгорания стали использовать специальные жидкости – антифризы, при этом от воды никуда не делись. Ведь по сути, антифриз – это смесь воды с материалами, которые меняют ее свойства, в первую очередь понижают температуру замерзания. В качестве таких материалов могут выступать неорганические соли (хлористые натрий и кальций), спирты, глицерин, гликоли, карбитолы.

В двигателях внутреннего сгорания наибольшее распространение получили водные растворы гликолей. Состав и применение охлаждающих жидкостей для силовых установок автомобилей практически идентичны, отличаться могут только специальные добавки к ним.

Антифризы на основе гликолей являются оптимальными для использования на автомобилях.

Интересным является тот факт, что лучшим антифризом считается 40%-й раствор этилового спирта, то есть обычная водка.

Но пары спиртов легковоспламенимы, поэтому использование такого антифриза на автомобилях небезопасно.

Читайте также:  Система дистанционного запуска двигателя Renault Start

Что касается состава гликолевых антифризов, то основными элементами является вода и гликоль, а в качестве добавок выступают ингибиторы коррозии, антикавитационные и антипенные присадки, а также красители. Чаще всего используется этиленгликоль, но можно встретить и охлаждающую жидкость на основе пропиленгликоля.

Положительные свойства антифриза

Пройдемся по основным положительным качествам гликолевых антифризов:

  • более низкая температура замерзания, чем у воды (зависит этот показатель от процентного содержания гликолей в водном растворе);
  • антифризы на основе гликолей обладают значительно меньшей степенью расширения при замерзании (Поэтому даже при очень низких температурах, когда раствор кристаллизуется, возможность повреждения элементов двигателя значительно ниже, чем при использовании воды);
  • температура кипения гликолевого раствора свыше 110°С (зависит тоже от процентного соотношения гликоля и воды);
  • гликоли в своем состав имеют вещества, которые обеспечивают смазку элементов системы;

Основа антифриза

Этиленгликолевые антифризы самые распространенные из-за дешевизны их производства. Основным их недостатком является высокая токсичность. Они способны вызвать летальный исход при попадании в организм человека. Особая опасность в использовании этиленгликоля заключается во вкусовых качествах такого антифриза – он сладковат на привкус, поэтому хранить такую жидкость нужно в недоступных для детей местах.

Представляет собой этиленгликоль прозрачную жидкость с желтоватым оттенком и умеренной вязкостью. Эта жидкость имеет очень высокую температуру кипения — +197°С. Но интересно, что температура кристаллизации, то есть замерзания, не такая уж и низкая, всего -11,5°С. Зато при смешивании ее с водой, температура кипения снижается, а вот кристаллизация происходит при более низком пороге. Так, раствор с 40%-м содержанием уже замерзает при -25°С, а 50%-й – при -38°С. Самой устойчивой к низким температурам является смесь с содержанием гликоля в 66,7%. Такой раствор начинает кристаллизоваться при -75°С.

Пропиленгликолевые жидкости по своим свойствам идентичны этиленгликолю, но они обладают меньшей токсичностью, при этом производство их значительно дороже, поэтому встречаются они реже.

Ингибиторы коррозии в антифризе

Теперь по присадкам, используемым в составе охлаждающих жидкостей для автомобилей. Одной из самых важных присадок являются ингибиторы коррозии. Данный тип присадок, как понятно из названия, предназначен для предотвращения появления очагов коррозии внутри системы охлаждения.

Сейчас используется несколько типов таких добавок к жидкости и каждый из них имеет свое обозначение.

Первыми идут присадки, которые называются традиционными, поскольку они первыми начали применяться в составе антифризов. Жидкости с таким типом ингибиторов не имеет дополнительного обозначения.

Ингибиторы традиционного типа состоят из неорганических веществ – силикатов, фосфатов, нитритов, боратов, а также их соединений. Такие присадки образуют по всей внутренней поверхности системы тонкий защитный слой, предотвращающий прямой контакт жидкости с металлом.

На данный момент изготовители жидкостей стараются отказаться от ингибиторов такого типа. Причиной тому является непродолжительность срока службы их – не более двух лет. Дополнительным негативным качеством является слабая переносимость высоких температур, они начинают разрушаться при температуре свыше +105°С.

Второй тип ингибиторов коррозии, которые применяются в охлаждающих жидкостях – органические вещества на карбоновой основе. Жидкости с такими добавками получили название карбоксилатных антифризов, их обозначение – G12, G12+.

Особенностью таких ингибиторов является то, что они не образуют защитный слой на всей поверхности. Такие ингибиторы химически взаимодействуют уже с очагом коррозии. В результате взаимодействия поверх этого очага и образуется защитный слой, не затрагивая поверхности без коррозии.

Особенностью такого типа ингибиторов является большой срок службы – более 5 лет, при этом они невосприимчивы к высоким температурам.

Третий тип ингибиторных добавок – гибридные. Они включают в себя и карбоксилатные элементы, и традиционные неорганические. Интересно, что по стране-производителю можно выяснить, какие неорганические элементы содержит гибридный ингибитор. Так, европейские производители используют силикаты, американские – нитриты, японские – фосфаты.

Срок службы ингибиторов выше, чем традиционных, но уступают они карбоксильным присадкам – до 5 лет.

Недавно появился еще один тип ингибиторов – тоже гибридных, но у них основой выступают органические материалы, а дополнением к ним – минеральные вещества. Данный тип ингибиторов еще не получил полного определения, поэтому везде они фигурируют как лобриды. Антифризы с такими добавками обозначаются G12++, G13.

Следует отметить, что эта классификация является не совсем общепринятой, ее ввел в обиход немецкий концерн VAG, но пока другого ничего не придумали, и все пользуются данным обозначением.

Другие присадки, красители

Антикавитационные и противопенные присадки нужны для поддержания жидкости в состоянии, которое будет обеспечивать максимальный отвод тепла. Ведь кавитация – это образование пузырьков воздуха в жидкости, которое в случае с антифризом будет только наносить вред. Наличие пены тоже не желательно.

Красители в составе антифризов несут в себе несколько функций. Он облегчает выяснение уровня в системе. Расширительные бачки автомобилей делаются зачастую из белого пластика. Уровень бесцветной жидкости в таком бачке был бы незаметен, а вот имеющая определенный оттенок – легко просматривается.

Еще одно свойство красителя – это показатель пригодности дальнейшего использования. Со временем антифриз в системе будет вырабатывать свои присадки, из-за чего сама жидкость будет менять цвет. Смена цвета буде сигнализировать об исчерпании жидкостью своего ресурса.

Что касается оттенков антифриза, то они могут быть самые разнообразные. У нас самыми распространенными являются синий и красный оттенки. Причем часто к цвету привязывают температурную устойчивость жидкости. Так, антифриз с синим оттенком чаще всего имеет порог замерзания -40°С, с красным -60°С. Однако это не всегда так, можно приобрести и жидкость с красным оттенком, у которой температурный порог составляет -40 град.

Но это не все оттенки, которые может иметь антифриз. Встречаются жидкости и с желтым, зеленым, оранжевым оттенком. В этом вопросе все зависит от производителя. Что касается температурной устойчивости антифриза, то ориентироваться только по цвету не стоит. У разных производителей этот показатель может отличаться, несмотря на то, что по цвету жидкости могут быть одинаковы.

Пару слов о «Тосоле»

Теперь по поводу «Тосола». Производящиеся у нас практически все охлаждающие жидкости называются именно так. На самом деле «Тосол» — всего лишь один из видов антифриза.

Разработана эта жидкость в НИИ Органической Химии и Технологий, отделе Технологии Органического Синтеза. Аббревиатура этого отдела и легла в основу слова для обозначения жидкости. Приставка -Ол в названии, по одной из версий, обозначает спирт. Отсюда и название – «Тосол».

«Тосол» представляет собой этиленгликолевый раствор с добавлением традиционного ингибитора. Производится он и сейчас, причем двух типов – «Тосол 40» и «Тосол 65». Цифровое обозначение указывает температуру замерзания данной жидкости.

Дополнительно они различаются по цвету – «Тосол 40» имеет голубой оттенок, более морозостойкая жидкость имеет красный оттенок.

В целом «Тосол», разработанный в СССР, давно устарел, однако само название охлаждающей жидкости укоренилось в словарном запасе настолько прочно, что применимо у нас ко всем жидкостям для системы охлаждения.

Особенности использования жидкости

Охлаждающая жидкость продается сейчас двух видов – уже готовая разведенная смесь, и концентрат этиленгликоля, который перед использованием нужно разводить.

Проблем с применением уже готового раствора – особо никаких. Приобретается жидкость в количестве, которое указано в технической документации к авто в разделе заправочных емкостей. Там же и указывается тип применяемой жидкости. В этом вопросе лучше не экспериментировать, а приобретать жидкость, рекомендованную изготовителем авто.

Читайте также:  Замена выжимного подшипника сцепления Ланос; I Love My Car

Далее приобретенную жидкость нужно залить в систему через радиатор или расширительный бачок, предварительно слив отработанный антифриз.

Важно учитывать, что антифриз – как и любая жидкость при нагреве имеет свойство расширяться, поэтому не следует заполнять систему так, чтобы в бачке ее уровень был «под завязку». Обычно на бачке имеется метка максимального заполнения бачка, если таковой нет, его не следует заполнять более чем наполовину. Стоит сказать, что уровень в бачке должен соблюдаться уже после полного заполнения системы.

Если же приобретен был концентрат, то перед заливкой его нужно будет развести дистиллированной водой. Использовать концентрат без предварительного разведения водой нельзя, не стоит забывать, что температура кристаллизации чистого этиленгликоля не такая уж и низкая.

Перед разведением нужно определиться с пропорциями. Оптимальной считается равноценная пропорция – 1 к 1. Такая смесь будет иметь температуру замерзания на уровне -40°С, что для большинства наших широт вполне достаточно.

Периодичность замены антифриза во многом зависит от химического состава и присадок. Некоторые жидкости способны отработать 250 тыс. км. В целом же считается, что ресурс жидкости составляет 100-200 тыс. км.

Не стоит также полностью доверять производителям, что их жидкость способна отработать значительный ресурс. Ведь этот ресурс указывается для жидкости, залитой в полностью чистый двигатель. А при замене жидкости всегда остается часть отработанной в двигателе, которая смешиваясь с новой, понижает ее свойства, и влияет на ресурс.

Полезные советы

Всегда следует возить в автомобиле бутылку с антифризом, причем таким, который залит в систему. Периодически уровень жидкости в системе нужно проверять, и при надобности – пополнять.

Бывают случаи, когда произошла утечка жидкости из системы. В таком случае нужно в первую очередь устранить место утечки, а затем уже восполнить количество жидкости.

Дело в том, что разные производители могут применять в составе разные присадки и добавки. В условиях высокой температуры и постоянного смешивания, между разными присадками могут возникнуть конфликты, что может привести к разным, причем не всегда положительным, последствиям. Они могут проявиться и не сразу, а лишь через длительное время использования такой смеси.

Поэтому доливку нужно производить только жидкостью одного производителя. Если нет возможности приобрести идентичную жидкость, залитую в систему, лучшим вариантом будет полная замен антифриза на новый.

Но что делать, если жидкость утекла, а точно такой же под рукой для восполнения уровня — нет? Как уже сказано, другой антифриз заливать нельзя. Но можно же долить воду. Антифриз все-таки водный раствор, поэтому вода самой системе не навредит. Однако она изменит свойства самого антифриза, снизится температура кипения и повысится порог кристаллизации.

Такую смесь вполне можно использовать в авто, но непродолжительное время. А если утечка произошла зимой, то сразу после постановки авто на стоянку лучше эту смесь слить из системы во избежание заморозки блока цилиндров. Затем перед эксплуатацией авто в систему охлаждения залить новый антифриз.

Какой антифриз выбрать:
дешевый или дорогой?

Состав правильного антифриза не зависит от производителя — это всегда вода, гликоль и антикоррозионные присадки. Как солод, хмель и вода в правильном немецком пиве. Поэтому глядя на витрину многие задаются вопросом: какой антифриз выбрать и стоит ли переплачивать за красивую упаковку?

Заранее предупреждаем: мы не специалисты по части создания самого дешевого антифриза. Также в статье не будет рейтинга антифризных брендов. Но мы знаем на молекулярном уровне, из чего складывается разница в цене. И предлагаем самостоятельно разобраться, какой антифриз выбрать в вашем случае. Необязательно дорогой.

Давайте разложим по полочкам: вода, гликоль, присадки.

Такие стандарты, как ГОСТ 6709-72 и ASTM D1193 Type III, регламентируют показатели воды, очищенной от минеральных солей и других механических примесей. Только очищенную, дистиллированную / деионизированную воду рекомендуется применять при изготовлении или разбавлении концентрата антифриза. Если концентрат разбавлен жесткой водой, то при нагреве жидкости до рабочих температур на металлических деталях системы охлаждения могут появиться накипь или налет.

Методы очистки воды

Дистилляция, то есть выпаривание — наиболее распространенный метод очистки воды для изготовления охлаждающих жидкостей. Но не стоит путать дистиллированную воду с очищенной: выпаривание не всегда очищает воду до необходимой степени.

Помимо дистилляции существуют другие технологии: обратный осмос, механические фильтры, ионный обмен. Наиболее продвинутые предприятия используют многоступенчатые установки подготовки воды, то есть несколько технологий сразу.

Вернемся к вопросу стоимости на примере питьевой воды: проверенные бренды стоят дороже. Это не значит, что вода от местного производителя хуже, чем вода известной марки. Может быть, даже наоборот. Но мы платим за стабильность качества. Вода от известного производителя — неизменно высокого качества. Независимо от магазина и места, где её продают.

Уверены ли вы в качестве воды в вашем антифризе?

ГЛИКОЛЬ

90 % автомобильных антифризов сделаны на основе моноэтиленгликоля (МЭГ). При разбавлении водой в правильной концентрации МЭГ защищает двигатель от перегрева и охлаждения. К каким уловкам прибегают недобросовестные производители антифриза?

  • Неправильная концентрация антифриза
  • Переработанный этиленгликоль
  • Метанол и глицерин вместо этиленгликоля

Неправильная концентрация антифриза

Доверяйте проверенным производителям, которые готовят антифриз с помощью промышленных дозаторов. Убедитесь, что вы достаточно хорошо подготовлены для разбавления концентрата водой, если делаете это в бытовых условиях. Если «не долить» или «перелить» этиленгликоля — антифриз будет недостаточно «хладостойким». Температурная зависимость здесь нелинейная и больше — не значит лучше. Также при избыточной концентрации гликоля возможны проблемы с защитным действием присадок и с производительностью водяного насоса.

Переработанный этиленгликоль

В процессе эксплуатации антифриз загрязняется абразивными частицами, выпадающими в осадок присадками, распадается на гликолевую и муравьиную кислоты, загрязняется маслом. Пока что не существует такой технологии переработки, которая устраняет сразу все эти проблемы.

Очистить «бывший в употреблении» этиленгликоль до состояния нового, неперерабоатанного, невозможно. Но некоторые производители используют восстановленное сырье для производства новых антифризов. Такое «вторсырье» гарантированно будет содержать посторонние примеси, что видно даже при сравнении цвета нового и переработанного антифриза.

Поведение и срок службы антифриза на основе переработанного этиленгликоля предсказать сложно, так как неизвестно чем и в каком количестве он был загрязнен «в прошлой жизни».

Мы не хороним эту перспективную технологию. Возможно, в будущем из переработанного этиленгликоля будут производить дешевый и качественный продукт. Более того, мы рекомендуем сдавать отработанный антифриз в специальные пункты приема или на предприятия, которые занимаются его переработкой: рабочая жидкость на базе восстановленного этиленгликоля служит отличным решением для неприхотливых промышленных систем охлаждения и подогрева, когда требуется простой и недорогой теплоноситель.

Мы не рекомендуем использовать антифризы на основе переработанного этиленгликоля в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Охлаждающая жидкость в автомобиле отводит тепло от экстремально нагретых поверхностей и циркулирует по тонким каналам из алюминиевых и других чувствительных сплавов. Сомнительному переработанному этиленгликолю здесь не место. Остерегайтесь антифризов с подозрительно низким ценником — возможно, производитель сэкономил на МЭГ.

Метанол и глицерин вместо этиленгликоля

Метиловый спирт + глицерин вместо этиленгликоля – это альтернативная технология, главная цель которой – произвести самый дешевый продукт. У этиленгликолевых антифризов за многие годы применения сложилась международная система стандартов, методов испытаний и классификации. У метанола и глицерина таких стандартов нет. Более того, согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 11.07.2007 N 47 использование метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом запрещено. Не исключено, что пытаясь сэкономить на основе, производитель может также экономить на качестве воды и присадках.

Читайте также:  Дорожные знаки к ПДД 2020

«Неправильные» антифризы опасны как для человека, так и для техники. При испарении глицерина выделяется акролеин — ядовитое вещество, которое поражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Метанол смертельно опасен при приеме внутрь — но едва ли кто-то будет дегустировать антифриз. А вот горючесть паров метанола — причина реальных случаев возгорания (сигарета или ремонт с использованием открытого огня).

Главная проблема «запрещенных веществ» для техники: антифризы на основе метанола и глицерина закипают при температурах ниже 100 °С. Если при движении в штатном режиме (на трассе, без остановок) двигатель дополнительно охлаждается потоком воздуха, то в тяжелых условиях (пробки или форсированные двигатели с высокой теплоотдачей) метанольный антифриз легко закипает. Кипение приводит к кавитации и разрушению системы охлаждения двигателя. Не говоря о том, что такое «чудо» постоянно придётся доливать из-за потерь на испарение.

Внимательно читайте состав. Изучите описание и отзывы на продукт. Доверяйте производителям с хорошей репутацией и не заливайте антифризы на основе метанола и глицерина, даже если случилась непредвиденная ситуация.

ПРИСАДКИ

Без присадок антифриз — не антифриз, а всего лишь водно-гликолевый раствор (ВГР). Такой раствор служит лишь основной для производства охлаждающих жидкостей и теплоносителей. Но задачи автомобильного антифриза шире и «условия работы» у него гораздо сложнее. Присадки в антифризе защищают от коррозии, ржавления, гидродинамической кавитации, протечек и других проблем в условиях очень высоких температур и в агрессивной среде. Антифриз без защитных присадок неизбежно приведет к поломке двигателя и деталей системы охлаждения.

Без защитных присадок антифриз не антифриз, а всего лишь водно-гликолевый раствор

В рамках краткой статьи невозможно рассказать обо всех видах и сочетаниях присадок, которые добавляют в современные антифризы. Вместо научного обзора предлагаем вашему вниманию 3 вопроса, на которые нам, как производителям антифриза, часто приходится отвечать:

Стоимость антифриза зависит от количества присадок?
На стоимость антифриза влияет качество, а не количество присадок

В недорогом силикатном антифризе удельный вес присадок будет значительно больше, чем в карбоксилатном. Странно получается: в старом-добром ТОСОЛе присадок больше чем в брендированном антифризе с надписью ОАТ, а стоит он в разы дешевле. Почему?

На стоимость влияет то, насколько сложно синтезировать то или иное соединение. А также засекреченные инновационные технологии производителей — это уже надбавка за интеллектуальную собственность.

Если говорить про современные ОАТ-антифризы, то присадки в них «умные». Они не покрывают тонким слоем охлаждающие каналы, как ТОСОЛ. Современные присадки находятся в системе во взвешенном состоянии и избирательно «лечат» очаги коррозии. Как результат: требуется меньше присадок, но их срок службы выше. Дополнительный бонус ОАТ-присадок: улучшенный теплообмен.

Принцип действия минеральных присадок (слева) в сравнении с органическими присадками (справа)

Чем больше концентрация, тем лучше?
Не советуем сильно увеличивать концентрацию

Иногда мы сталкиваемся с «мастерами», которые мыслят так: «Антифриз можно лить любой. Главное, заливайте концентрат – в нём присадок больше!» Действительно, если воды меньше, чем собственно антифриза — то и присадок внутри системы больше. Но повышение концентрации этиленгликоля выше 60–70% приводит к тому, что вязкий, насыщенный гликолем антифриз начинает хуже циркулировать (прокачиваться) в системе, а присадки выпадают в осадок и снижают КПД охлаждающей жидкости. При увеличении концентрации выше 70% падает также устойчивость антифриза к низким температурам.

Концентрация антифриза — это вообще не про присадки, а про температуру замерзания. Для большинства регионов России пропорция 1:1 (этиленгликоль : вода) позволит без проблем заводиться зимой. Раствор более 70 % этиленгликоля приведет к непредсказуемым последствиям. Не стоит переплачивать за увеличенную концентрацию.

Какой антифриз выбрать?
Рекомендованный производителем

Производитель автомобиля уже всё предусмотрел: какой металл используется в водяном насосе, головке блока цилиндров, какой материал у шлангов и уплотнительных деталей, какую среду эти металлы образуют с охлаждающей жидкостью и какие присадки наиболее эффективны для этой среды. Исходя из этого ОЕМ могут рекомендовать различные типы антифризом: с нитритами, с фосфатами, или без нитритов, без силикатов и так далее.

Изучите официальные допуски. Если производитель пишет что-то вроде «подходит обычный антифриз, соответствующий современным требованиям» — значит карты в руки, можно из разнообразия антифризов выбирать примерно любой. Только качественный. Если информации от производителя автомобиля нет — изучите описания или этикетки производителя антифриза (об этом ниже).

Состав присадок отвечает на типичный вопрос: «как долго ходит?» Срок службы классического ТОСОЛа — 2 года, а у современных антифризов норма — 5, 8 и даже 10 лет активной эксплуатации. Если у вас современный автомобиль, большие пробеги и вы долго планируете пользоваться транспортным средством — есть смысл доплатить за антифризы класса ОАТ. Стоимость даже самого дорогого антифриза в разы дешевле, чем стоимость ремонта системы охлаждения.

Какой антифриз выбрать?
Стандарты ASTM

Итак, правильный антифриз — это

  • непереработанный этиленгликоль;
  • очищенная вода в правильной концентрации;
  • качественные присадки.

Но какую марку, какой антифриз выбрать?

Наша статья — не рекламная, а обучающая. Мы не хотим вам навязывать тот или иной продукт. Мы предлагаем верить не купленным обзорам в интернете, а протоколам эксплуатационных испытаний.

Несмотря на разные торговые марки, видов антифриза не так много. И все эти виды — регламентированы стандартами и допусками производителей оригинального оборудования (ОЕМ). Стандарты и допуски являются удостоверением, что продукт изготовлен из качественного сырья и прошел эксплуатационные испытания.

Наиболее авторитетные в области производства антифризов стандарты — это спецификации ASTM. Спецификации ASTM регламентируют состав и набор эксплуатационных испытаний для автомобильных охлаждающих жидкостей. Мы предлагаем запомнить три ключевых стандарта ASTM: D3306, D4985, D6210 .

ASTM D3306

Антифриз, изготовленный по традиционной формуле. Такой антифриз находит применение в технике старых образцов и автомобилях, произведенных в 2000-х годах и старше.

ASTM D4985

Следующий в иерархии стандартов ASTM. Состав антифриза по ASTM D4985 может быть разным, но в любом случае он служит дольше и подходит для современного оборудования.

ASTM D6210 (Fully Formulated Coolant, FFC)

Наиболее «суровый» на сегодняшний день стандарт. ASTM D6210 описывает требования к антифризу для мощных дизельных двигателей, которые отличаются большой теплоемкостью. Не требует дополнительных присадок.

Каждый более высокий по рангу стандарт ASTM превосходит требования предыдущего, т. е. стандарт D6210 автоматически соответствует требованиям стандартов D3306 и D4985.

Если разбираться в стандартах ASTM сложно, то производитель транспортного средства уже сделал это за вас. И даже провёл собственные испытания антифризов. Поэтому самый простой способ убедиться в том, что антифриз можно заливать — допуски производителя оборудования. И в обратном порядке: производитель может рекомендовать не конкретную марку, а определенный класс антифриза по ASTM. Например, ASTM D6210 для тяжело нагруженных дизельных двигателей — «золотой стандарт» для производителей грузовиков и спецтехники.

Антифриз может быть дорогим и дешевым, более или менее технологичным, но главное в другом: он должен быть изготовлен из качественного сырья и совместим с вашим оборудованием. Доказательством может служить правильный состав антифриза и соответствие стандарту ASTM. Антифриз какой марки выбрать? Доверяйте брендам с проверенной репутацией, которые поставляют антифризы на сборочные конвейеры и получили допуски ОЕМ.

Ссылка на основную публикацию
Человек, который любит порядок, кто он такой
Мания чистоты и порядка болезнь, название Всех с детства приучают к порядку и чистоте. Чистота — признак того, что в...
Цвета на ВАЗ 211421152113 по годам и номерам
Лада приора темно синяя; Защита имущества №, п/п Код ВАЗ Наименование Примерный вид Металлик Описание metalic metalic metalic metalic metalic...
Цвета Шкода Октавия чёрная, белая, синяя, красная и фото кузова
Шкода октавия а7 коричневая фото Друзья, главная цель этого первого поста в БЖ — показать цвет (Topaz, коричневый металлик) в...
Чем вывести с одежды пятна от тосола, как в домашних условиях отстирать антифриз
Как убрать антифриз из салона под ковриками Хитрости Жизни Погода средней полосы росии изменчива: днем жара, а вечером прохладно, да...
Adblock detector