Система выпуска отработавших газов устройство и принцип работы

Система выпуска отработавших газов устройство и принцип работы

Выхлопная система или как понять принцип ее работы Видео; АвтоНоватор

Каждый более-менее опытный автомобилист прекрасно знает, что выхлопная система является неотъемлемой частью автомобиля, без которой правильное функционирование машины просто невозможно. Предлагаем поговорить о том, из чего же она состоит, а также с какими неисправностями можно столкнуться в процессе эксплуатации автомобиля.

Выхлопная система – основные узлы и элементы

Один из главных элементов системы выхлопа – коллектор. С помощью данного узла система может выводить отработанные газы из камеры сгорания. Эти отходы поступают в специальные трубки, служащие промежуточными звеньями в процессе отвода газов наружу. Именно коллектор подвергается тюнингу специалистами для того, чтобы обеспечить большим количеством топлива цилиндры, тем самым увеличив мощность двигателя.

После коллектора идет каталитический нейтрализатор. Этот узел способствует тому, чтобы выхлопные газы имели меньший уровень токсичности. Если рассмотреть структуру катализатора в разрезе, то вы увидите внешнюю оболочку из керамики, которая состоит из тонких каналов. Внутри эти каналы покрыты мизерным слоем платины. Вместо платины вполне могут применяться более редкие металлы. Например, палладий или родий.

Внимание! Ввиду того, что при изготовлении катализатора используются дорогие материалы, его стоимость также является недешевой.

После катализатора идет резонатор. Его главная задача – резкое расширение отработанных газов. Благодаря такому процессу, снижается противодавление выхлопного канала, и смягчается ударная волна. Последним узлом, который имеет выхлопная система автомобиля, является глушитель. Именно эта часть ответственна за издаваемый машиной звук. На сегодняшний день используется три вида этого узла:

  • Отражатель;
  • Ограничитель;
  • Поглотитель.

Теперь, когда вы имеете представление о том, каково устройство выхлопной системы автомобиля, можно рассмотреть, по какой схеме система работает.

Принцип работы системы

Разобраться с принципом работы выхлопной системы будет по силу каждому. Выясним, как газы из камеры сгорания попадают наружу. Когда выпускной клапан открывается, масса отработанных газов поступает в выпускной коллектор. Если речь идет о бензиновых двигателях, то после коллектора газы сразу перемещаются в приемную трубу, откуда идут далее по схеме. Если же двигатель дизельный, то отработанные газы сперва активизируют крыльчатку турбокомпрессора, а только затем попадают в трубу.

Как бы то ни было, схема выхлопной системы предполагает, что после приемной трубы газы идут сначала в катализатор, где проходят очистку при повышенных температурах, примерно 250 градусов. Стоит отметить, что температура полностью контролируется лямбда-зондом. В зависимости от того, какие показатели температуры выдает специальный датчик, в цилиндры поступает то или иное количество воздуха и топлива.

Далее отработка проходит процесс гашения в резонаторе и выходит через глушитель наружу.

Неисправности системы и методы их устранения

Большинство автомобилистов уже прекрасно знают, как должна вести себя их машина и какой звук при этом она должна издавать. Таким образом, на слух можно выявить некоторые неисправности системы выхлопа газов. Самой распространенной проблемой считается высокий уровень шума выхлопной системы. Это значит, что повреждена основная или дополнительная части глушителя. Также это могут быть неполадки с потерей плотности соединительных элементов или же износ, или повреждение прокладок.

Совет! Устранение проблемы с повышенным уровнем шума происходит с помощью замены прокладок или же сварки соединений системы вывода выхлопных газов.

Еще одной нередкой проблемой является повышенный уровень окиси углерода или же потеря мощности двигателем. Это первый признак поломки каталитического нейтрализатора. К сожалению, проблема устраняется только полной заменой данного узла системы.

Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости

На автомобиле Лада Нива с карбюраторным двигателем ВАЗ-21213 система выпуска отработавших газов двигателя отводит их через выпускной коллектор в приемную трубу. Затем в дополнительный и основной глушители.

Читайте также:  Кабриолет, Родстер или Фаэтон

Система выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4, устройство, конструкция, принцип действия, схемы, наименования и каталожные номера деталей.

Приемная труба закреплена на шпильках выпускного коллектора через уплотнительную прокладку. Под гайками крепления приемной трубы установлены стопорные пластины. Второй конец приемной трубы через скобу прикреплен к кронштейну, установленному на крышке коробки передач.

Схема системы выпуска отработавших газов карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 автомобиля Лада Нива.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей выхлопной трубы (без нейтрализатора) автомобиля ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-2131-01.

Система выпуска отработавших газов автомобиля Лада 4х4 с инжекторным двигателем ВАЗ-21214.

Система выпуска отработавших газов автомобиля Лада 4х4 с инжекторным двигателем ВАЗ-21214 практически аналогична по конструкции. Основное отличие в том, что между приемной трубой и дополнительным глушителем установлен нейтрализатор отработавших газов.

Система выпуска отработавших газов автомобиля Лада 4х4 с инжекторным двигателем ВАЗ-21214 состоит из:

— Выпускного коллектора.
— Приемной трубы с каталитическим нейтрализатором и датчиками концентрации кислорода.
— Дополнительного глушителя.
— Основного глушителя.

Схема системы выпуска отработавших газов инжекторного двигателя ВАЗ-21214 автомобиля Лада 4х4.

К фланцу выпускного коллектора на четырех шпильках крепится фланец приемной трубы. Соединение уплотнено термостойкой металлоармированной прокладкой. Гайки крепления — латунные или омедненные. Зафиксированы от отворачивания стопорными пластинами (одна на две гайки), края которых отогнуты на грани гаек. В приемную трубу перед каталитическим нейтрализатором вварена резьбовая втулка под управляющий датчик концентрации кислорода.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей выпускного коллектора автомобиля ВАЗ-21214-20 Лада 4х4 и ВАЗ-2131-41.

За каталитическим нейтрализатором в трубу вварена еще одна резьбовая втулка под диагностический датчик концентрации кислорода. Приемная труба дополнительно крепится хомутом к кронштейну коробки передач и снабжена металлокомпенсатором сильфонного типа, позволяющим силовому агрегату совершать колебания на опорах.

Для исключения изгибающих нагрузок в системе при перемещении силового агрегата на подушках опор и предотвращения передачи вибрации от системы выпуска на кузов, приемная труба соединена с фланцем нейтрализатора через подвижный шарнир, уплотнением которого служит тороидальное металлографитное кольцо.

Нейтрализатор системы выпуска отработавших газов автомобиля Лада 4х4 с инжекторным двигателем ВАЗ-21214.

Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода и оксидов азота. Он состоит из керамических блоков со множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием, платиной. Проходя через поры нейтрализатора, токсичный оксид углерода (СО) превращается в малотоксичный диоксид (СО 2), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота.

Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90-95 %. Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет контроллер управления двигателем, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний управляющего датчика концентрации кислорода.

Нейтрализатор и датчики концентрации кислорода весьма чувствительны к соединениям свинца. «Отравившись» ими они перестают работать. Поэтому категорически запрещается эксплуатация автомобиля (даже кратковременная) на этилированном бензине.

Другая причина выхода из строя нейтрализатора — перебои в системе зажигания. Не сгоревшее топливо догорает в нейтрализаторе, повреждая его блоки. Это может привести к закупорке выпускной системы и остановке двигателя (или сильной потере мощности). К заднему фланцу приемной трубы тремя болтами с гайками крепится фланец трубы дополнительного глушителя. Между фланцами установлена уплотнительная прокладка.

Основной глушитель двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 автомобилей Лада Нива и Лада 4х4.

Основной глушитель обоих двигателей подвешен к основанию кузова через резиновые подушки и так же, как дополнительный глушитель, вместе с трубами образует неразборный узел. Для защиты пола кузова от чрезмерного нагрева, над нейтрализатором и основным глушителем установлены теплозащитные экраны.

Читайте также:  Подшипниковая сталь свойства, химический состав сплава, выплавка
Устройство глушителя автомобиля ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Наименования, каталожные номера и применяемость деталей глушителя автомобиля ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-21214-10, ВАЗ-21214-20, ВАЗ-21217, ВАЗ-2131-01, ВАЗ-2131-41.

Отличия системы выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21214 Евро-2 и Евро-3 автомобиля Лада 4х4.

В 2009 году автомобили семейства ВАЗ-21214/Lada 4×4 начали оснащать системой выпуска отработавших газов двигателя, удовлетворяющей требованиям норм токсичности стандарта Евро-3. Основными отличиями от системы выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21214 Евро-2 являются:

— Более совершенная конструкция нейтрализатора.
— Наличие дополнительного, диагностического датчика концентрации кислорода.
— Сильфон нейтрализатора.
— Измененные фланцы крепления.

Конструктивно нейтрализатор объединен с приемной трубой и сильфоном, и снимается с автомобиля Лада 4х4 единым неразборным узлом.

Обслуживание системы выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.

Обслуживание системы выпуска отработавших газов заключается в:

— Осмотре труб и глушителей на предмет коррозии.
— Замене вышедших из строя деталей и датчиков.
— Подтяжке соединений.

Система рециркуляции отработавших газов карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на автомобиле Лада Нива.

На автомобиле Лада Нива установлена система рециркуляции отработавших газов, состоящая из термовакуумного выключателя и клапана рециркуляции с трубкой рециркуляции. При температуре охлаждающей жидкости двигателя выше 40-48 градусов, термовакуумный выключатель срабатывает, в клапан рециркуляции подастся разрежение, клапан открывается, часть отработавших газов из выпускного коллектора всасывается во впускную трубу.

Схема системы рециркуляции отработавших газов карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на Лада Нива.

Для проверки работоспособности системы рециркуляции отработавших газов нажмите на рычаг привода дроссельных заслонок карбюратора и плавно увеличьте частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2500-3000 об/мин. При температуре охлаждающей жидкости 30-38 градусов, клапан рециркуляции должен быть закрыт, а при температуре 40-48 градусов — открыт. Это видно по подъему штока клапана рециркуляции. Если клапан рециркуляции не открывается, проверьте исправность клапана и термовакуумного выключателя.

Главные особенности системы выхлопных газов

Система выпуска используется для того, чтобы от цилиндров двигателя отводить отработавшие (отходящие или выхлопные) газы, а так же для уменьшения при их выбросе в атмосферу уровня шума. Выхлопные газы – это тело, которое уже отработало в двигателе. Представляют собой они собой продукты неполного сгорания и окисления углеводородного топлива. Именно эти газы, отходящие из рассматриваемой нами системы, являются самым главным фактором превышения допустимых концентраций пребывания токсичных веществ и канцерогенов в атмосфере.

Схема системы выпуска отработавших газов
1 — выпускной клапан; 2 — выпускной трубопровод; 3 — приемная труба глушителя; 4 — дополнительный глушитель (резонатор); 5 — основной глушитель; 6 — соединительные хомуты.

Путь отработавших газов вполне понятен, он весьма неплохо отражён на схеме, которая приведена выше. Они проходят через трубы, а перед выпуском в атмосферу выхлопные газы обрабатываются в обоих глушителях (как в дополнительном, так и в основном). Внутри этих глушителей находятся многочисленные отверстия, которые расположены в шахматном порядке камеры. Когда выхлопные газы проходят через такой лабиринт, их скорость заметно теряется, вследствие чего значительно уменьшается уровень шума. А дальше процесс нам известен – «успокоенные» выхлопные газы выпускаются в атмосферу и растворяются в воздухе, которым, между прочим, мы все с вами дышим.

Во многих современных автомобилях в системе выпуска применяется катализатор нейтрализации отработанных газов. Из себя катализатор представляет металлический корпус, внутрь которого помещено устройство, состоящее из керамических сот. Он используется с целью уменьшения концентрации вредных веществ, которые в избытке присутствуют во всех продуктах сгорания. В каждом катализаторе нейтрализации обязательно присутствует немалое количество одного из благородных металлов, что позволяет увеличить срок эксплуатации данного агрегата, однако с точки зрения применения земельных ресурсов является крайне нежелательным. В соответствующем разделе нашего сайта вы сможете найти статью все о двигателях внутреннего сгорания и особенностях их работы. Катализатор достаточно быстро выходит из строя, если в отработанных газах содержится некоторое количество свинца, поэтому ни в коем случае нельзя заправлять автомобиль этилированным бензином. Другой частой причиной поломки катализатора является неисправность топливной системы или системы зажигания. В случае прихода в негодность, данное устройство необходимо как можно быстрее заменить на новое, ремонту оно, как правило, не подлежит.

Читайте также:  Рассмотрим какие бывают виды аккумуляторов

В качестве основных вредных компонентов отработавших газов, которые выбрасываются в атмосферу, обычно выступают следующие соединения: окислы азота, окись углерода и углеводороды (NOx, CO, CH) . Если рассматривать этот вопрос более подробно, мы выясним, что из выхлопной трубы при работе двигателя в действительности «вылетают» почти все элементы из таблицы известного учёного Дмитрия Ивановича Менделеева.

Основные проблемы системы выпуска отработавших газов

Самой главной проблемой в системе выпуска отработавших газов принято считать повышенный уровень шума выхлопных газов. Это случается при возникновении повреждений дополнительного или основного глушителя, повреждении прокладок, а так же потери плотности соединений.

Для того, чтобы устранить эту неисправность системы, все получившие повреждения элементы системы выпуска обработанных газов необходимо заменить на новые. При наличии сварочного оборудования можно попробовать заварить те дырки в глушителях и трубах, которые поддаются этой процедуре.

Нужно следить за затяжкой болтов, так как со временем она ослабевает, что несёт нежелательные последствия.

Особенности эксплуатации системы выпуска отработавших газов

Глушители, как основной, так и дополнительный, а также соединительные трубы ни в коем случае не должны соприкасаться с металлическими частями кузова, тросом стояночного тормоза и амортизаторами. К примеру, «ручник» очень часто приходит в состояние неисправности только лишь по причине того, что нагретая труба оплавила или прожгла оболочку тросика. Именно по этой причине основной глушитель должен постоянно «висеть» на резиновых амортизаторах, а так же поддерживать в таком состоянии трубы и глушитель дополнительный.

Однако, для того, чтобы иметь возможность надёжно контролировать систему выпуска, а так же её ремонт, понадобится эстакада, смотровая яма или, в самом крайнем случае, решимость лечь на спину и заползти под автомобиль.

При не слишком аккуратном вождении автомобиля или после того, как вы проедете участок, где очень плохая дорога, бывают нередкими случаи повреждения определённых элементов выхлопной системы. В данном разделе нашего сайта вы сможете найти статью про самостоятельную диагностику двигателя. Далее вы услышите, так называемый, характерный звук «реактивного самолёта», который знаком и неприятен даже самым маленьким детям.

В системе выпуска отработавших газов температуры и давление изменяются с очень высокой интенсивностью. По этой причине самым лучшим ремонтом при повреждении элементов данной системы является их замена на новые. Иногда автолюбители, стремясь найти альтернативный выход, пытаются «залепить» дыры в глушители пастой или клеящей лентой, однако особо положительных результатов это в любом случае не приносит. Спустя несколько недель дыры снова образуются, однако на этот раз уже в бюджете самого хозяина автомобиля, так как ему придётся менять или отремонтированную трубу или глушитель.

Ссылка на основную публикацию
Сигнализация Сталкер 600 — обзор характеристик, инструкция по установке и эксплуатации, цены и отзыв
Диалоговый противоугонный комплекс Stalker-600Light3 Снят с производства. Описание Характеристики Комплектация Инструкция Особенноcти Stalker-600Light3 Диалоговый код обеспечивает 100% защиту Stalker-600Light3 от...
Сдохла мышь под полом как избавиться от запаха
Сдохла мышь под полом как избавиться от запаха 1 Появление в доме грызунов – очень неприятное явление, которое имеет место...
Сеат Ибица (2014-2015) — фото, цена, характеристики Seat Ibiza 4
Seat Ibiza 2017-2018 фото видео, цена характеристики Сеат Ибица 5 поколения Новинки испанского SEAT 2017-2018 года пополнились новым Сеат Ибица...
Сигнализация Старлайн А92 инструкция по эксплуатации и установке брелка с автозапуском
ИНСТРУКЦИЯ STARLINE А92 и характеристика сигнализации с автозапуском установка, настройка, управлени Автосигнализация Старлайн А92 — отечественная охранная система, главным преимуществом...
Adblock detector