Технология GTL (Gas to liquids) - газ в жидкость

Технология GTL (Gas to liquids) — газ в жидкость

В Туркменистане запустили производство бензина из природного газа Промышленный портал

В 28 июня в столице Туркменистана, состоялась торжественная церемония официального открытия первого в мире завода по производству бензина из природного газа. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов лично присутствовал на церемонии.

Запуск установки прошел успешно, первые образцы продукции полностью соответствуют заявленным требованиям. В ближайшее время планируется проведение гарантийных испытаний. При выходе на полную мощность завод будет производить 15,5 тыс. баррелей бензина в сутки.

«Мы гордимся быть частью этого перспективного и амбициозного проекта. Завод устанавливает новый мировой стандарт эффективной монетизации газа и станет примером для других стран и компаний по всему миру. Это исчерпывающая демонстрация конкурентоспособности технологии TIGAS™ для производства бензина из природного газа как с технологической, так и финансовой точек зрения», — заявил Бьерне С. Клаусен, Президент компании Хальдор Топсе.

Завод, запущенный в эксплуатацию завод — важный этап Туркменского плана монетизации огромных ресурсов газа, ведь Туркмения занимает четвертое место в мире по его запасам, и диверсификации экспортного потенциала. Кроме того, производство позволит обеспечить внутренний рынок Туркменистана синтетическим бензином, который соответствует классу Евро-5, не содержит серы и имеет лишь незначительное количество примесей.

Контракт на строительство установки был реализован Государственным концерном «Туркменгаз» и основан на собственной технологии полного цикла Топсе TIGAS™. Решение TIGAS™ основано на зарекомендовавших себя в отрасли катализаторах и технологиях Топсе, среди которых и собственная технология SynCOR™. Выход бензина составляет более 85% продуктового потока, выход СУГ — 11-13%. Процесс TIGAS™ позволяет производить бензин в соответствии с любыми техническими условиями, принятыми в различных странах.

Компания Хальдор Топсе предоставила лицензию, инжиниринг, катализаторы и важнейшие единицы оборудования: реакторы, котлы-утилизаторы и горелку автотермического риформинга. Kawasaki Heavy Industries выступила генподрядчиком, строительно-монтажные работы выполнены компанией Rönesans.

  • Предприятие будет монетизировать огромные запасы природного газа Туркменистана за счет производства высококачественного бензина, 15,5 тыс. баррелей в сутки;
  • Завод основан на новейшей технологии Топсе TIGAS™ и является единственным в своем роде;
  • Производство бензина привлекательно как вариант монетизации больших запасов природного газа, и целый ряд компаний уже рассматривает возможность последовать примеру Туркменистана. Недавно американская компания подписала соглашение на базовое проектирование и лицензию технологии Топсе TIGAS™.

Газовое будущее: почему метан должен быть популярнее бензина

Рынок моторного топлива при кажущейся стабильности таковым сегодня не является. Перераспределение потребления углеводородов и популяризация альтернативных видов топлива вносят свои изменения в привычный баланс. Бензин и дизель по-прежнему удерживают лидерство, однако, в перспективе, природный газ может составить им достойную конкуренцию. Портал «Колеса.ру» решил выяснить, как сегодня развивается рынок газомоторного топлива.

Ликбез

Н ачнем с простых истин, которые должен знать каждый автовладелец. Природный газ, состоящий в основном из метана, на сегодняшний день является самым экономичным, экологичным, а главное – безопасным видом топлива. Его хранят в газообразном виде в баллонах и реализуют в кубических метрах. Средняя стоимость 1 м³ газа в России составляет 13 руб., что обеспечивает экономичность при превосходящих характеристиках по сравнению с бензином.

В природном газе нет примесей тяжелых металлов, серы и прочих веществ, поэтому при сгорании он не образует отложений в двигателе. Его вообще сложно с чем-либо перемешать ввиду газообразного состояния. Из этого следует, что риск заправиться некачественным топливом при использовании природного газа отсутствует.

Природный газ или метан важно отличать от другого вида газомоторного топлива – сжиженного углеводородного газа или пропан-бутана. Компримированный, или сжатый, природный газ (КПГ), используемый в качестве моторного топлива, постоянен по своему составу и соответствует государственному стандарту ГОСТ 27577-2000, а пропан-бутановые смеси соответствуют лишь техническим условиям, которые существенно отличаются у каждого производителя. Также, в отличие от пропан-бутана, природный газ невосприимчив к низким температурам зимой. Кроме того, у КПГ самый высокий класс безопасности – степень его чувствительности к самовоспламенению ниже, чем у других видов моторного топлива, согласно классификации МЧС.

Читайте также:  Сколько литров масла нужно заливать в двигатель УАЗ Патриот

Из всего этого становится понятно, почему природному газу отдают главную роль в странах по всему миру. В этом же направлении работают сегодня США, Евросоюз, Канада и другие государства. В качестве автомобильного топлива природный газ наиболее широко используется в Иране, Китае, Пакистане, Аргентине, Индии, Бразилии, Италии, Колумбии – там сформированы самые большие газомоторные автопарки. При этом природный газ применяется на всех видах транспорта – от частного до коммерческого, включая легковые и грузовые автомобили, а также пассажирский и спецтранспорт.

Сценарий развития рынка газомоторного топлива практически во всех странах похожий – чтобы внедрить на высококонкурентном топливном рынке природный газ, необходимо создать развитую инфраструктуру, наладить производство газовых автомобилей и сформировать стимулы для автовладельцев. Как обстоят дела у нас с этим в России?

Инфраструктура

Сегодня в России более 270 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Это немного, учитывая масштабы нашей страны, однако, если посмотреть на карту АГНКС, то можно увидеть, что станции есть практически во всех крупных городах и административных центрах.

Основная доля станций принадлежит «Газпрому», что вполне объясняет, почему газовый монополист является ключевым игроком на рынке. Согласно опубликованному в марте докладу Минэнерго, в 2016 году планируется открыть 52 новые АГНКС, 35 из которых строит «Газпром газомоторное топливо».

С прошлого года компания «Газпром газомоторное топливо» открыла семь новых станций: три в Ставропольском крае, три в Республике Татарстан, одну в Великом Новгороде. Еще две АГНКС, расположенные в Уфе, были введены в эксплуатацию после реконструкции. На данный момент к открытию готовятся станции в Новокузнецке, Томске, Южно-Сахалинске.

В перспективе природным газом можно будет заправиться и на традиционных АЗС. Модули компримирования природного газа могут появиться на станциях «Газпром нефть», «Газпром газэнергосеть» и «Лукойл». Эксперты рынка полагают, что это позволит ускорить темп развития рынка газомоторного топлива.

Автомобили на природном газе

Если говорить об автомобилях, использующих природный газ в качестве топлива, то тут возможны два подхода: переоборудовать имеющийся или купить готовый газовый транспорт. Согласно статистике, сегодня гораздо чаще устанавливают газобаллонное оборудование на автомобили, чем покупают готовые заводские версии. В 2015 году рост российского парка газобаллонной техники составил порядка 8 000 автомобилей, из них большая доля – 5 000 транспортных средств – была переоборудована.

Если выбирать «готовое решение», то на российском рынке доступна заводская техника как отечественного производства, так и зарубежных автопроизводителей – европейских и азиатских:

Сегодня количество моделей, использующих природный газ, достаточно обширно. В сегменте легкого коммерческого и пассажирского транспорта, а также спецтехники лидируют российские производители – Группа «ГАЗ» и «КАМАЗ». Компании создали нишевые продукты на природном газе, которые уже сегодня доступны для приобретения.

Азиатские автопроизводители нацелены на внедрение газомоторных моделей на российском рынке пассажирских перевозок и спецтранспорта. А вот газомоторная стратегия «европейцев» в России направлена на магистральный сегмент, и здесь наиболее активны – Scania, Iveco и Volvo.

Читайте также:  Установка чугунных радиаторов отопления устройство, подключение, комплектующие, видео и фото

Однозначно наблюдается перекос в сторону «тяжелой» техники – на российском рынке до сих пор не представлено ни одной заводской легковой модели на природном газе. Возможно, серийное производство Lada Vesta CNG и выход на рынок других автопроизводителей смогут удовлетворить растущий спрос на легковой газовый транспорт.

Мы обратились за комментариями по данной ситуации к автопроизводителям.

руководитель пресс-центра «АВТОВАЗа»

«В настоящее время у нас отработаны технологии CNG для Весты, Ларгуса и 4х4. Массовое производство этих автомобилей зависит от темпов строительства необходимой заправочной инфраструктуры и запросов со стороны потребителей. Сейчас мы применяем самое современное газовое оборудование, которое достаточно дорого. Мы внимательно изучаем рынок таких автомобилей и ищем пути снижения их стоимости. Кроме того, АВТОВАЗ был бы заинтересован в том, чтобы его модели CNG были включены в список транспорта на газомоторном топливе, покупка которого субсидируется со стороны государства».

Пока автопроизводители сетуют на отсутствие развернутой инфраструктуры, коммерческие потребители успешно эксплуатируют газовый транспорт. Примером служат «ХАВИ Логистикс» (ООО «РУЛОГ»), обеспечивающие доставку продуктов питания для сети ресторанов «Макдоналдс», «Подолький хлебокомбинат» и другие. В сегменте легкового транспорта, работающего на природном газе, особый спрос со стороны служб такси. Экологичные автопарки на природном газе уже работают в Москве, Краснодаре, Калининграде, Казани, Тольятти, Саратове, Астрахани и ряде других городов России.

В действительности, проблема дефицита заводских автомобилей на природном газе намного шире – за 2015 год в России было продано лишь 3 172 единицы техники на метане, и это – самый высокий показатель за последние годы. По данным «Газпрома», их сеть станций загружена лишь на 26%, а для того, чтобы загрузить действующую и строящуюся инфраструктуру, по подсчетам специалистов, необходимо производить не менее 15–20 тыс. автомобилей в год.

Ответ на наш вопрос открывается при изучении статистики продаж отечественной газомоторной техники: в 2012 году продано 536 единиц, в 2013 – 1 187, в 2014 – 2 156, в 2015 – 3 044. Рост продаж газомоторной техники в 2013 году обусловлен тем, что Правительство подписало распоряжение, согласно которому к 2020 году от 10 до 50 процентов общественного и коммунального транспорта в городах с населением более 100 тыс. человек должны работать на природном газе. В 2014 году стартовала программа государственного субсидирования закупки газомоторной техники отечественного производства. По результатам двух лет регионами было приобретено порядка 2 200 единиц транспорта.

Свою лепту в стимулирование отечественных автопроизводителей внес и «Газпром» – за эти два года компания закупила порядка 2 858 единиц газовой техники, основными поставщиками которой стали «КАМАЗ» и Группа «ГАЗ».

Таким образом, из 5 200 единиц российской техники, проданной в 2014–2015 гг., большая часть была приобретена с помощью государственных субсидий и «Газпрома».

Стратегия победителя

Хочется привести в пример европейский рынок, который лучше сбалансирован и ориентирован на массового потребителя: в Европе продают 23 модели легковых битопливных (бензин/природный газ) автомобилей, 14 моделей легких коммерческих автомобилей, 8 моделей грузовых автомобилей и 12 моделей автобусов (источник: Европейская ассоциация транспорта на природном газе).

Стратегию ориентированности на интересы потребителя европейские компании принесли и в Россию, этим обусловлена политика Scania, Iveco, Volvo, которые предлагают газовые версии своих моделей в грузовом сегменте, составляющие львиную долю автомобильного рынка России. Компании оценивают перспективы данного вида топлива прежде всего с точки зрения их пользы для потребителя и глобальной мировой конъюнктуры рынка, ведь они – не участники программы субсидирования, а залог их успеха – сильная стратегия и высокое качество производимой продукции и сервиса.

Читайте также:  Chevrolet Impala 1962 - купить, фото, характеристики

коммерческий директор ООО «Скания-Русь»

«Мы давно зафиксировали на российском рынке рост заинтересованности в инновационности модельного ряда двигателей. Одним из ключевых преимуществ газовой техники является экономия топлива. Так, мы провели мониторинг работы первого газового автомобиля и зафиксировали, что при пробеге 190 000 км была достигнута экономия топлива, составившая без малого 900 000 рублей. Однако, переход на газовое топливо связан не только с экономической выгодой, но и с глобально растущим запросом на замену дизельного топлива природным газом и биогазом, позволяющим значительно снизить выброс углекислого газа».

Но это совсем не означает, что данному топливу не нужна государственная поддержка.

директор по экологии VolvoTrucks

«Метан — это уникальный продукт, который в долгосрочной перспективе станет равноценной заменой дизельному топливу. А различные исполнительные органы должны создать правила и условия для развития и популяризации данного вида топлива».

Мировая практика показывает, что государственная стратегия поддержки данного вида топлива должна быть направлена прежде всего на автовладельцев – на увеличение их выгоды от приобретения экологичной техники. Снижение налоговых ставок на газомоторные автомобили, субсидирование автовладельцев, преференции для экологичной техники на парковках и другие подобные меры – это и есть эффективная общепризнанная практика стимулирования спроса на газомоторные автомобили.

КУРС ВАЛ ГРН ИЗМ %ИЗМ
НБУ USD EUR 25,1441 27,749 -0.0882 -0,1882 -0,35% -0,67%
USD EUR —> —> – – —> 0 0 —> -% -% —>
НЕФТЬ USD ИЗМ %ИЗМ
Brent 44,96 -0,47 -1,03%
WTI 42,24 -0,43 -1,01%
  • Геополитика
  • ЭАКС
  • Видео
  • Украина
  • Официоз
  • Компании
  • Анонсы
  • Др. страны
  • Oilreview
  • газ
  • энергетика

Рубрика | Др. страны, Компании, Прогноз

В Туркменистане начали производить бензин из природного газа

Строительно-монтажные работы заводе по производству синтетического бензина из природного газа, который возводится в Ахалской области Туркменистана, окончены. Стартовали его тестовые испытания.

Об этом пишет «АНГИ».

Комплекс строится по контракту Госконцерна «Туркменгаз» с консорциумом компаний Kawasaki Heavy Industries Ltd. (Япония) и Ronesans Endustri Tesisleri Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. (Турция).

Общая стоимость проекта практически достигает $1,7 млрд. Планируется, что предприятие будет ежегодно перерабатывать 1,79 млрд кубометров газа и выпускать 600 тыс т бензина марки А-92 (RON-92), отвечающего экологическим требованиям по стандарту Euro-5, а также 12 тыс т очищенного дизельного топлива и 115 тыс т сжиженного газа.

Завод введут в эксплуатацию в текущем году, в результате этого появится около 800 рабочих мест.

На предприятии природный газ будут в промышленных объемах перерабатывать в жидкое топливо. Проект GTG — Gas to gasoline — базируется на технологии TIGAST, созданной датской компанией Haldor Topsоe, которая дает возможность в сочетании с высокоэффективными катализаторами выпускать бензин высокого качества с минимальными энергозатратами и воздействием на окружающую среду.

Представитель Kawasaki Heavy Industries, Ltd. Кей Ноумура рассказал президенту Туркменистана, что технология производства бензина из природного газа была успешно протестрирована на пилотной установке в лабораторных условиях.

Автор:

НТЦ «Психея» (Всего статей: 8924)

Ссылка на основную публикацию
Технические характеристики Skoda Yeti — двигатели, расход топлива, размеры кузова, багажник
Технические характеристики Skoda Yeti, размеры Шкода Йети, двигатели Шкода Йети Габаритные размеры Skoda Yeti: Длина(мм): 4223 Ширина (мм): 1793 Высота(мм):...
Теплоемкость и теплопроводность металлов и сплавов
Теплопроводность чистых металлов Теплопроводность металлов в зависимости от температуры В таблице представлена теплопроводность металлов в зависимости от температуры при отрицательных...
Теплообменник для газового котла ремонт, как снять и почистить
Ремонт газовых котлов Навьен – что можно исправить самостоятельно Газовый отопительный прибор сегодня популярен среди владельцев квартир и частных домов....
Технические характеристики автомобиля газ 3307
ГАЗ-3307 технические характеристики Последний бензиновый карбюраторный грузовик Горьковского автозавода ГАЗ-3307 – советский среднетоннажный грузовик четвёртого поколения грузовых машин Горьковского автомобильного...
Adblock detector