Топливный фильтр устройство и разновидности

Топливный фильтр устройство и разновидности

Топливный фильтр устройство и разновидности

Несмотря на постоянное повышение стандартов качества, в дизельном топливе или бензине практически всегда присутствуют механические примеси и загрязнения (частицы коррозийных образований, грязь), наличие которых негативно отражается на работе двигателя автомобиля. Для их устранения, а также для защиты системы от попадания воды (конденсата) в камеру сгорания используются топливные фильтры. Отсутствие последних провоцирует преждевременный износ топливного насоса, а также форсунок системы впрыска.

  1. Конструкция и виды
  2. Особенности системы фильтрации для различных видов двигателей
  3. Системы очистки для бензиновых двигателей
  4. Системы очистки для дизельных двигателей
  5. Когда поменять и как установить

Конструкция и виды

В общей конструкции автомобиля топливный фильтр может располагаться:

  • в топливном баке;
  • под днищем автомобиля;
  • в подкапотном пространстве.

Конструкция топливных фильтров грубой и тонкой очистки

Современные системы очистки топлива имеют от 2 до 4 ступеней. Сначала топливо проходит фильтр грубой очистки топлива, который удаляет крупные фракции, видимые невооруженным глазом. Далее оно попадает в фильтр тонкой очистки топлива, где удаляются микрочастицы, представляющие наибольшую опасность из-за своих абразивных свойств.

Конструкция топливных фильтров следующая:

  • Сетчатые элементы.
  • Герметичный и термостойкий корпус. Он может быть прозрачным, что позволяет понять, когда менять топливный фильтр. Корпус может изготавливаться из стали или полимеров, что определяется уровнем давления в системе.
  • Входной и выходной штуцеры. В некоторых конструкциях может быть предусмотрен дополнительный штуцер (редукционный клапан) для сброса топлива в случае повышенного давления в системе.

По количеству раз использования топливные фильтры делятся на следующие типы:

  • Разборные (многоразовые) – фильтрующие элементы изготавливаются из латуни или керамики. Такие конструкции при загрязнении просто промываются.
  • Неразборные (одноразовые) – фильтрующие элементы изготавливаются из ткани или крепированной бумаги. Этот тип применяется для тонкой очистки.

Особенности системы фильтрации для различных видов двигателей

Фильтры могут иметь целый ряд отличий в зависимости от используемого топлива. Так для бензиновых двигателей требуется отфильтровывать частицы размером не более 10-15 мкм. Для очистки дизельного топлива важно не только улавливание мелких частиц, но и защита от попадания воды.

Системы очистки для бензиновых двигателей

Фильтры грубой очистки бензиновых двигателей как правило разборные и представляют собой корпус с сеткой внутри, которая может иметь ячейки различного диаметра. Они устанавливаются в следующих местах:

  • на горловине – самые крупные ячейки;
  • в корпусе погружного топливного насоса (топливозаборника) – ячейки среднего размера.

Принцип работы топливного фильтра грубой очистки состоит в следующем:

  1. Топливо из бака проходит через сетку.
  2. Сетка улавливает крупные частицы, пропуская на выход только очищенный бензин.

Фильтры тонкой очистки в инжекторной системе устанавливаются в топливном баке или рядом с ним. Фильтрующий элемент располагается в корпусе и может быть уложен «звездой» или «спиралью». Спиральная укладка позволяет увеличить срок эксплуатации и обеспечивает более высокую степень очистки. Отличие от работы системы грубой очистки заключается в том, что используемые шторки удерживают более мелкие частицы.

Системы очистки для дизельных двигателей

Система фильтрации дизельного топлива, как правило, состоит из нескольких этапов:

  1. Начальная очистка непосредственно в баке. Выполняется установкой сетки на выходе.
  2. Отстойник (сепаратор).
  3. Фильтры грубой очистки дизельного топлива.
  4. Тонкая очистка.

Фильтр-отстойник

Топливный фильтр-отстойник позволяет отделить воду. Конструктивно такие системы имеют специальный клапан в нижней части корпуса, предназначенный для сброса воды. Они работают по следующему принципу:

  1. Топливо подается в корпус через распределитель.
  2. Дизтопливо стекает вниз в успокоитель для осаживания воды (она тяжелее) в топливном фильтре и крупных фракции примесей.
  3. Топливо подается вверх, проходя через сетку, в которой также происходит очистка.
  4. Топливо отводится и подается дальше в систему.

Для улучшения работы в устройство топливного фильтра дизельного двигателя может быть установлен специальный датчик воды.

Особенностью дизтоплива также является чувствительность к температурным перепадам. При пониженной температуре происходит кристаллизация парафина, который забивает всю систему. Для устранения этого явления топливный фильтр для дизельного двигателя может иметь в своей конструкции подогреватель. Он может быть установлен на топливной системе. Помимо этого подогреватель может быть заменен использованием в качестве фильтрующего элемента токопроводящей бумаги.

Чтобы определить, где находится фильтр тонкой очистки в дизельной системе, необходимо найти топливный насос и установить местоположение по выходящему от него трубопроводу. Конструктивно он не отличается от бензиновых фильтров тонкой очистки.

Когда поменять и как установить

Периодичность замены топливного фильтра указана в инструкции производителя. Этот параметр может колебаться от 10 000 км до 70 000 км пробега. Если использована укладка «звездой», фильтр заменяют не реже, чем каждые 24 000 км пробега. При «спиральной» укладке – от 40 000 км.

Читайте также:  Влияние выхлопных газов на здоровье человека

Установка топливного фильтра по стрелке

Существует также несколько признаков того, что фильтр забился:

  • затрудняется подъем на возвышенность;
  • наблюдаются спады мощности двигателя;
  • увеличивается расход топлива;
  • работа мотора становится неровной;
  • двигатель глохнет.

Если топливный фильтр предполагает многоразовое использование, его разбирают и промывают керосином или средством для чистки заслонок карбюраторов. Предварительно его можно также продуть сжатым воздухом. Одноразовые же модели просто меняют на новые. Устанавливается фильтр по стрелке на корпусе, которая показывает направление движения топлива в системе. Оно должно идти от топливного насоса к моторному отсеку (двигателю). Если стрелка отсутствует, выход можно определить по завальцовке.

Фильтр тонкой очистки топлива

Нормальное функционирование двигателя автомобиля зависит от качества и чистоты топлива. Низкокачественное топливо с большим количеством механических примесей выведет из строя топливную систему. Но как бы ни очищали топливо, в нем всегда будут загрязнения.

ТОПЛИВНЫЕ ФИЛЬТРЫ

Чтобы обезопасить топливную систему от сторонних примесей, в нее включены фильтры для очистки. Применяется несколько видов фильтров. Фильтры грубой очистки представляют собой сеточки с мелкими ячейками. В задачу этих фильтров входит улавливание сравнительно крупных частиц загрязнений. В некоторых системах устанавливается по несколько таких сеток – в горловине бака и на топливоприемнике. Применяются и топливные фильтры-отстойники, которые тоже направлены на улавливание крупных частиц.

Мелкие же примеси улавливает фильтр тонкой очистки (ФТО), который располагается перед элементами системы, производящими дозировку и подачу топлива в камеры сгорания. Этот фильтр более важен, поскольку даже малые частицы способны нарушить работоспособность узлов топливной системы.

ТРЕБОВАНИЯ К ЧИСТОТЕ ТОПЛИВА

Наличие фильтров очистки топлива и способность их очищать топливо зависит от используемой на авто топливной системы.

Менее подвержены вредному воздействию загрязнения в топливе бензиновые карбюраторные топливные системы. Смесеобразование топлива у такой системы производится в карбюраторе. В нем хоть и имеются небольшие по размерам пропускные отверстия в жиклерах, но они не настолько мелкие, чтобы могли забиться мелкими загрязняющими частицами. Поэтому для такой системы достаточно иметь сетку в качестве фильтра грубой очистки и элемент тонкой очистки из гофрированной бумаги, который устанавливается перед карбюратором.

Более востребованы к загрязнению в топливе инжекторные автомобили. В таких топливных системах используются форсунки для впрыскивания топлива во впускной патрубок. В конструкцию этих форсунок входят плунжерные пары с высокой точностью обработки поверхности. Если на эти поверхности попадут частицы загрязнения, они их повредят, и форсунка выйдет из строя. К тому же, отверстия в форсунке, через которые подается топливо – мелкие и легко засоряются.

Самые востребованные к чистоте топлива — дизельные моторы и бензиновые инжекторные, в которых применяется непосредственный впрыск бензина в цилиндры. В этих системах топливо подается напрямую в цилиндры форсунками. Но подается оно под давлением, которое обеспечивает топливный насос высокого давления, и используются плунжерные пары.

КОНСТРУКЦИИ ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ

Конструкций топливных фильтров несколько, но они похожи. Зависят они от применяемой системы питания. Так, на бензиновых карбюраторных авто фильтр тонкой очистки состоит из прозрачного пластикового корпуса, в который помещен фильтрующий элемент – гофрированная бумага, сложенная определенным образом. Сверху к корпусу герметичного присоединена крышка с двумя штуцерами. К одному подсоединяется патрубок, идущий от бака, ко второму – патрубок, который ведет на карбюратор. Чтобы не попутать штуцера при установке, на крышке нанесена метка, указывающая направление движения топлива. Этот фильтр способен улавливать частицы грязи величиной 15-20 мкм, что достаточно для такой системы.

Располагается этот ФТО в подкапотном пространстве за двигателем, со стороны выхода топливного патрубка.

У инжекторных авто, поскольку топливо по патрубкам движется под давлением, созданным топливным насосом, расположенным в баке, элемент тонкой очистки имеет металлический корпус, с торцов у него выходят штуцера для подсоединения его к трубопроводам топливной системы. Внутри располагается фильтрующий элемент, тоже из гофрированной бумаги. Но этот фильтрующий элемент способен улавливать частицы размером 5-10 мкм.

Располагается этот фильтр недалеко от бака. Возможна установка сразу на выходе топливопровода из бака, и доступ нему производится из салона авто. Возможна и установка фильтра чуть дальше, на днище авто. Доступ к такому ФТО производится снизу авто.

У дизелей фильтр тонкой очистки может иметь две конструкции – разборную и неразборную.

Разборный дизельный ФТО с фильтром-отстойником

Читайте также:  Термообработка стали 40х процесс закалки, нормализации и отпуска

Разборной фильтр включает в себя металлический или алюминиевый корпус, сверху на который прикручена крышка с штуцерами. Внутри корпуса размещен сменный фильтрующий элемент.

Неразборной тоже состоит из корпуса и крышки, но соединение между ними – неразъемное.

Неразборный фильтр

Устанавливаются эти элементы у дизельных двигателей в подкапотном пространстве, недалеко от топливного насоса высокого давления.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАМЕНЫ

Замена топливного элемента тонкой очистки выполняется через 30 тыс. км. Однако на периодичность замены влияет и само топливо. Если в нем большое количество сторонних примесей, то замена производится чаще.

Проверка степени загрязнения фильтра для определения, требуется ли замена его, выполняется на авто с разными системами по-разному. Если у карбюраторного авто этот фильтр прозрачный и можно визуально оценить его состояние, то у инжекторного так степень загрязнения не оценишь. На СТО фильтр проверяют путем замера давления, которое создает насос. Если давление ниже нормы, ФТО заменяется.

Прозрачный корпус позволяет оценить загрязнённость фильтра

У дизелей и вовсе степень не проверишь. Остается только смотреть на пробег авто и на поведение самого авто. Если при движении имеются рывки, сначала на высоких оборотах, а после уже и на низких зачастую указывают на загрязнение фильтра тонкой очистки.

Фильтры тонкой очистки, кроме дизельного разборного, никаким промывкам не подвергаются, данные элементы относятся к расходным материалам и при сильном засорении они попросту заменяются. У разборного же ФТО производится замена фильтрующего элемента.

ЗАМЕНА ФТО НА КАРБЮРАТОРНОМ АВТО

Далее рассмотрим, как производится замена фильтра тонкой очистки на авто с разными системами питания.

Карбюраторная система автомобиля ВАЗ-2108. Произвести замену не так уж и сложно, поскольку давления в системе нет. Под рукой достаточно иметь только отвертку и новый фильтр.

Для замены под капотом найдите старый ФТО, отверткой раскрутите хомуты его крепления, отсоедините трубопроводы от него. Далее узнаем по метке, как должен двигаться бензин, подсоединяем трубопроводы к новому фильтру и затягиваем хомутами. После заводим мотор и проверяем, не подтекает ли топливо в местах соединения.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: Замена фильтров, советы в процессе

ЗАМЕНА НА ИНЖЕКТОРНОМ АВТО

Замена фильтрующего элемента инжекторного авто производится сложнее. Разберем эту операцию на автомобиле ВАЗ-2110.

Из инструментов понадобятся ключи на 17, 19 и 10, новый элемент и уплотнительные кольца трубопроводов, подходящих к фильтру.

Автомобиль загоняется на яму. В топливной системе постоянно сохраняется давление, которое нужно сбросить. Для этого у авто отключается АКБ. В блоке предохранителей находим предохранитель, отвечающий за работу топливного насоса, и извлекаем его. После АКБ подсоединяется и двигатель запускается. Поскольку насос не будет работать, двигатель расходует топливо, понизив тем самым давление.

Затем ключами на 17 и 19 откручиваем штуцера топливопроводов, подсоединенных к фильтру, при этом под места соединения подставляется емкость, поскольку будет вытекать бензин.

Затем откручивается хомут крепления фильтра, использованный извлекается, а на его место устанавливается новый. Перед прикручиванием штуцеров на них меняются уплотнительные кольца. После замены проверяются соединения на наличие подтеков.

ЗАМЕНА ФИЛЬТРА НА ДИЗЕЛЕ

Замену ФТО на дизеле рассмотрим на примере Volkswagen T-5. У этого авто установлен неразборной фильтр. Размещен он в подкапотном пространстве и к нему подходит 4 трубопровода.

Для замены отсоединяем трубопроводы, послабляем крепление фильтра, извлекаем его и устанавливаем новый. Перед этим важно запомнить, к каким выходам подходили трубопроводы. После установки, фильтр закрепляется и к нему подсоединяются трубки.

Всё о топливном фильтре: от видов до замены

Многие люди сталкиваются с проблемой, когда автомобиль перестаёт заводиться, хотя только вчера двигатель запускался. Очень часто виной служит поломка топливного фильтра. Но, как понять, что сломался именно данный агрегат? Следует разобраться в данной теме подробнее.

1 Виды топливных фильтров и сроки замены

Конструкция фильтра во многом зависит от различных факторов:

  • вида заливаемого топлива;
  • рабочего объема мотора;
  • типа топливной системы;
  • конструкции автомобиля.

Выделяют 3 вида топливных фильтров: бензиновые, газовые и дизельные.

Бензиновый инжекторный. Предназначен для того, чтобы отфильтровывать примеси в бензине, а также служит для защиты форсунок от попадания пыли и грязи.

Бензиновый карбюраторный. Необходим для того, чтобы защищать жиклеры от попадания частиц пыли.

  • Периодичность замены топливного фильтра — причины, сроки, рекомендации
  • Замена топливного фильтра на Chevrolet Niva – порядок действий для неопытных
  • Топливный фильтр Hyundai Accent – месторасположение и инструкция по замене

Газовый. Он делится на 2 вида:

  • Грубой очистки — устанавливается преимущественно в корпусе газового редуктора и служит для того, чтобы очищался жидкий газ при попадании в систему.
Читайте также:  Как отремонтировать паяльную лампу » - как построить дом и сделать в нем ремонт

  • Тонкой очистки — необходим для очистки паровой фазы газа.

Дизельный. Сложный фильтр, т. к. дизельные двигатели самые требовательные к чистоте поступаемого топлива. Может быть и такое, когда в автомобиле располагаются сразу два фильтрующих агрегата. Они не только очищают топливо от пыли и грязи, но и могут отделять воду от ДТ.

Фильтры различаются по размещению, могут быть магистральные или погружные.

Погружной. Преимущественно устанавливается в бензиновые двигатели. Он образует одно целое с топливным насосом и датчиком, который следит за уровнем.

Магистральный. Такой фильтр может устанавливаться в любом месте топливной системы. Бывает как грубой, так и тонкой очистки, для карбюратора и для инжектора.

Справка! По конструкции магистральные фильтры делятся на прямоточные, накручиваемые и разборные. При покупке нового агрегата следует это учитывать.

2 Причины неисправности

  • Неправильный подбор фильтра при замене. Он ломается, т. к. пропускает загрязнения больше, чем требуется.
  • Установка задом-наперёд. Рекомендуемое направление тока топлива расположено на корпусе в виде стрелки.
  • Недостаточная затяжка креплений фильтра или повреждение прокладки при замене фильтрующего элемента.
  • Недостаточная затяжка креплений топливной магистрали.
  • Большое количество грязи, пыли или ржавчины в фильтре.
  • Накопление воды в топливном фильтре, из-за мелких трещин, а также образование конденсата при пустом баке.
  • После длительного простоя может образоваться коррозия на стенках корпуса из-за конденсата.
  • Внешние повреждения из-за механического или температурного воздействия.
  • Брак фильтра или заводской недостаток.

3 Чистка сетки бензонасоса

Это довольно актуальная процедура, которую необходимо осуществлять при наступлении следующих симптомов:

  • затруднённый запуск двигателя;
  • снижение динамики автомобиля;
  • рывок при резком нажатии на педаль газа;
  • плавающие обороты.

Итак, для того чтобы прочистить сетку бензонасоса, необходимо:

  1. Разобрать задние сидения или снять их. Там находится паз для бензонасоса. Обычно сам агрегат расположен справа и закрыт специальной крышкой, которую необходимо открутить.
  2. Перед демонтажом насоса, из своего отверстия, необходимо сбросить давление топлива. Для этого требуется отключить разъем питания с бензонасоса, а после покрутить двигатель стартером.
  3. Далее требуется отсоединить минусовую клемму от аккумулятора, а затем разъединить трубки с разъемами от насоса.
  4. После этого требуется открутить специальное прижимное кольцо насоса. Лучше изучить способы снятия для конкретного автомобиля, так как вручную снимать данное кольцо очень сложно. Можно приобрести специальный съемник, который упростит демонтаж.
  5. Теперь необходимо извлечь сам бензонасос. Стоит слить остатки топлива в тару.
  6. После снятия уплотнительного кольца, нужно снять нижнюю часть корпуса. Там чаще всего находится грязь.
  7. Только после этого можно добраться до сетки бензонасоса. Для её снятия необходимо просто подковырнуть любую часть обыкновенной отвёрткой. Сетка должна быть вся в грязи, которую нужно убрать.
  8. После очистки нужно в обратном порядке собрать все части бензонасоса, его корпус, подключить разъемы, вставить обратно в паз, ориентируясь по специальным указателям положения, и закрыть специальной крышкой.

Справка! У бензонасоса очень хрупкий датчик уровня топлива. Поэтому следует очень аккуратно обращаться с ним.

4 Как заменить фильтр?

  1. Снять старый топливный фильтр.
  2. Открутить крышку топливного бака, чтобы снизить давление в системе.
  3. Отсоединить топливную магистраль. Для этого используются 2 гаечных ключа, один из которых держит фильтр, а второй поворачивает фитинг.
  4. Отсоединить топливный фильтр от кронштейнов.
  5. Извлечь.

Совет! В магазине следует покупать такой же фильтр, какой стоял ранее. Для этого можно взять старый экземпляр в магазин, для примера.

После замены собрать всё в обратном порядке. Обязательно после установки завести двигатель. Если будут присутствовать утечки топлива, то следует перепроверить сам фильтр, топливопроводы и все фитинги.

5 Дополнительные советы

  • На дизельных двигателях лучше осуществлять замену фильтра раз в 10 тыс. км, на бензиновых – раз в 20 тыс. км.
  • Если бензобак сильно загрязнён, то чистка или замена сетки бензонасоса не исправит ситуацию. В данном случае необходимо будет прочистить сам бензобак и, при возможности, заменить топливный фильтр.
  • Чтобы сетка была в хорошем состоянии, следует держать уровень топлива минимум на половине бака. Грязь обычно находится в самом низу бака, поэтому насос не будет качать их в топливную магистраль.

6 Заключение

Обычно российские автомобилисты не забывают о замене топливного фильтра. Цена на него не такая уж и большая, даже для расходника. Однако нужно помнить, что покупая очень дешёвый фильтр, можно засорить форсунки, а впоследствии и двигатель.

Ссылка на основную публикацию
ТОП-15 лучших автошампуней на 2019-2020
Какой автошампунь лучше выбрать ТОП-10 лучших для ручной и бесконтактной мойки Современные лакокрасочные покрытия хоть и не подразумевают такого тщательного...
Толщиномер ЛКП на смартфоне
Толщиномер ЛКП АвтоЛакТест на android-смартфоне Всё для диагностики автомобилей и авто тюнинга Если вы когда-нибудь покупали поддержанный автомобиль, то знаете...
Тольятти достопримечательности и история города
Природные достопримечательности Тольятти Российский город, уютно расположившийся на берегу великой русской реки Волги, с экзотическим итальянским названием стоит у границы...
ТОП-15 лучших ламп ближнего света H7 — рейтинг, цены и отзывы
Какие лампы ближнего света H7 и H4 самые лучшие для авто - советы по выбору В схемах электрооборудования современных автомобилей...
Adblock detector